ГАЗ-3409 «Бобр» — снегoболoтоходный плавaющий гусeничный трaнспoртёр с дизeльным двигатeлeм.
Cнeгoболотохoд рaсcчитaн нa эксплуатацию и безгaражноe xранение пpи тeмпеpaтуpaх oкружaющeго воздуxa от –50°C до + 40°C, a также в гoрной мeстнocти c выcотoй над уpовнeм мopя дo 4650 м. Движение на плаву осуществляется при помощи гусеничного движителя.
Кузов «Бобра» металлический, сделан на основе «Соболя». В кабине — привычные рычаг переключения передач и рулевая колонка, но рулевое колесо отсутствует — его заменяют два рычага по бокам водительского кресла. Педали тормоза также нет — ее функции выполняют все те же рычаги. Зато под правой рукой есть дополнительные рукоятки управления демультипликатором и коробкой отбора мощности.
Управлять снегоболотоходом легче некуда: нащупал селектор, перевел его в активное положение, нажал на педаль газа и — поехал. Левый рычаг — поворот налево, правый — направо. Если же оба на себя — останавливаемся.
При суровом внешнем виде, внутри «Бобр» довольно комфортный — мягкие сиденья, приветливая обивка, запас свободного пространства. В зимний же период очень удобно, что внутри установлен автономный обогреватель, который работает на дизельном топливе, независимо от запуска самого вездехода»
Для окружающей среды прохождение такой техники специалисты-экологи считают безвредным, поскольку верхний слой почвы под широкими резинометаллическими гусеницами не разрушается, практически целым остается и растительный покров следа. Установленные на «Бобре» гусеницы собраны из траков без грунтозацепов, которые поворачиваются относительно друг друга только в одну сторону: гусеница огибает звездочки и катки, но «упирается» в ответ на попытку изогнуть ее в обратном направлении. Возникает так называемый «эффект доски», исключающий «точечные» воздействия на опорную поверхность. То есть нагрузка равномерно распределяется по всей плоскости, благодаря чему поддерживается относительно малое (0,168 кгс/смќ) удельное давление на грунт.
В условиях снежной целины, болот, песка любой плотности столь крепкая и большая по площади сцепка «обувки» с покрытием обеспечивает технике прекрасные ходовые качества. В плавающем режиме при преодолении рек, водоемов широкие гусеницы прекрасно заменяют винтовые лопасти. «Бобр — уникальный болотоход! Он позволяет прямо сходу переплывать водоемы. К тому же, он может просто «стоять» в воде — с него можно рыбачить, как с лодки, — восторженно рассказывает Евгений, демонстрируя видеоролик с необычными возможностями снегоболотохода, — кроме того "Бобр" не требует специального разрешения для движения по дорогам общего пользования. За счет резиновых гусениц он не наносит ущерб асфальту. Я считаю, что это очень удобно — можно начать путешествие прямо из города. Это значительная экономия на транспортировочных услугах».
О характеристиках, ходовых качествах машин-вездеходов рассказывать можно много. Но еще лучше видеть эту технику в деле — зрелище потрясающее! Она резво катит по трассе, уверенно берет горные подъемы, преодолевает не только бездорожье и болотистую местность, но и водные преграды.
Характеристика
— Масса снаряженного снегоболотохода (без груза и экипажа) 3600 кг
— Масса перевозимого груза, людей и экипажа 600 кг
— Допустимая полная масса буксируемого прицепа 1300 кг
— Среднее удельное давление на грунт 16,8 (0,168) кПа (кгс/см2)
Количество посадочных мест
— в кабине гусеничного вездехода 2
— в салоне гусеничного вездехода 6
— Двигатель дизельный с турбонаддувом:
Двигатель дизельный с турбонаддувом:
— 4-цилиндровый Штаер ГАЗ - 5601
— мощность 92 (125) кВт (л. с.) брутто
— максимальный крутящий момент 260(26,5) Н м (кгс м)
Максимальная скорость движения вездехода
— по шоссе 70 км/ч
— на плаву 5-6 км/ч
— Габаритные размеры гусеничного вездехода «Бобр»:
— ширина 2020 мм
— длина 4500 мм
— высота 2500 мм
— Колея 2180 мм
— База 3600 мм
— Дорожный просвет 430 мм
— Запас хода по топливу по шоссе 700 км